Возможность возврата товара, купленного дистанционно
Положениями ст. 26.1 Закона 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что покупатель может отказаться от товара если он приобретен дистанционным способом в любой момент до его передачи.
Если продавец указал срок возврата (который должен быть не менее 7 дней), тогда покупатель обязан в него уложиться.
В случае отсутствия информации от продавца в письменном виде о сроках и порядке возврата, вернуть товар можно в течение 3 месяцев.
Продавец обязан принять назад товар и вернуть за него деньги в течение 10 дней, при этом из стоимости покупки он имеет право вычесть цену доставки.
При отказе продавца в возврате денежных средств за товар можно:- написать претензию продавцу в свободной форме, с указанием своих данных, времени, места покупки, суммы и описании ситуации своими словами.- обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. - подать исковое заявление в суд по своему месту жительства.
В соответствии со ст. 23 Закона 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» за каждый день просрочки после истечения десятидневного срока продавец обязан заплатить неустойку в размере 1% от стоимости товара.
Возможность ознакомления с материалами проверки по обращению при отсутствии возможности лично прибыть в прокуратуру
В таком случае, ознакомиться с материалами соответствующей проверки может представитель по доверенности. Порядок ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, регламентирован п. 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45. Для предоставления такой возможности заявителю в случае, если затрагиваются его права и свободы (либо его представителю) необходимо обратиться в орган прокуратуры с заявлением. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи такого обращения и осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора.
Возможность отзыва поданной гражданином жалобы
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право, в том числе, обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Заявление может быть подано как в письменной форме, так и в форме электронного документа и должно содержать наименование прокуратуры, в которую направлено первичное обращение, фамилию, имя и отчество заявителя, почтовый адрес либо адрес электронной почты для направления ответа, соответствующую просьбу, личную подпись (если обращение подано в письменной форме) и дату.
После получения данного заявления у должностного лица, в производстве которого находится первичное обращение, возникает право прекратить дальнейшую проверку, если в полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования. О принятом решении уведомляется заявитель, при этом первичное обращение не возвращается.
Дополнительные выходные для ухода за ребенком инвалидом
Один из родителей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет каждый календарный месяц имеет право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за таким ребенком.
Выходные дни могут быть полностью использованы одним из родителей либо разделены между собой по их усмотрению в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 №1048 утверждены Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (далее - Правила).
Дни, не использованные в календарном месяце, в соответствии п. 10 Правил на другой календарный месяц не переносятся. Таким образом, в настоящее время за прошлые периоды дополнительные оплачиваемые выходные дни не предоставляются.
С 1 сентября 2023 года указанные Правила изменятся.
В статье 262 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено новшество, которое заключается в следующем. Однократно в течение года можно использовать до 24 дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд в пределах общего количества таких неиспользованных выходных дней, право на получение которых имеет один из родителей (опекун, попечитель) в календарном году. За календарный год работнику, который является родителем ребенка-инвалида, полагается 48 дополнительных выходных дней. Таким образом, с учетом новых правил один раз в год работник может взять только 24 дополнительных выходных дня, а оставшиеся выходные дни ему необходимо использовать каждый месяц (например, по 2 дня в месяц), чтобы не потерять право на них. Это связано с тем, что продолжает действовать п. 10 Правил, согласно которому дни, не использованные в календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся. Указанная норма применяется в отношении остальных дополнительных выходных дней, помимо 24 накопленных выходных дней, которые можно взять одновременно.
Единый налоговый платеж
С 1 января 2023 года введен новый особый порядок уплаты налогов, взносов и сборов, который называется Единый налоговый платеж.
Теперь налогоплательщики могут заранее положить деньги на свой специальный счет в налоговой. А когда придет срок уплаты налогов, инспекторы сами спишут нужную сумму по каждому платежу.
Согласно ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Федеральными законами от 14.07.2022 №263 ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и от 11.06.2022 №162-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году» определен порядок функционирования Единого налогового счета.
Сроки уплаты единого налогового платежа:
• физическими лицами - в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом;
• налогоплательщиками – организациями, ИП в срок не позднее 28 числа, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, с 1 января 2023 года единый налоговый платеж стал обязательным для всех физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
При распределении единого налогового платежа, налоговым органом будет соблюдена очередность зачета по платежам:
В первую очередь будут зачитываться недоимки, начиная с недоимки с более ранней датой возникновения и заканчивая более поздней датой.
Далее зачтутся:
• Платежи по налогам, по которым уже возникла обязанность по уплате;
• Задолженность по пеням;
• Задолженность по процентам;
• Задолженность по штрафам.
Если суммы платежа не хватит для покрытия нескольких налогов с одной датой погашения, то единый налоговый платеж зачисляется по каждому, но пропорционально остатку долга. Такое же правило действует, если сумма платежа окажется недостаточной для оплаты пеней по нескольким налогам, по штрафам и по процентам.
Изменения порядка трудоустройства несовершеннолетних
Федеральным законом от 13.06.2023 № 259-ФЗ в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим возраста 14 лет с письменного согласия одного из родителей (попечителя).
В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» заключение трудового договора с лицом в возрасте от 14 до 15 лет возможно при соблюдении следующих условий: подросток должен быть учащимся; предлагаемая подростку работа должна относиться к категории легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью; работа по трудовому договору должна выполняться лишь в свободное от получения образования время и без ущерба для освоения образовательной программы.
Кроме того, указанная статья дополнена частью 4, в соответствии с которой трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших общее образование и достигших возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, либо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих общее образование и достигших возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы осуществляется с письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя.
Федеральный закон от 13.06.2023 № 259-ФЗ «О внесении изменений в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации» вступил в силу.
О государственных пособиях гражданам, имеющим детей
Федеральный закон от 21.11.2022 №455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 №455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с 1 января 2023 года введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, которое объединит несколько мер поддержки: ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
• пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 3 лет;
• ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующего ребенка до достижения им возраста 3 лет;
• ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
• ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Пособие будет назначаться семьям с доходом менее одного регионального прожиточного минимума на человека с применением комплексной оценки нуждаемости.
Выплаты будут осуществляться беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки, и родителям детей от рождения и до 7 лет.
Размер пособия составит 50, 75 или 100 процентов регионального прожиточного минимума.
В случае если в семье несколько детей в возрасте до 17 лет, пособие будет назначаться на каждого ребенка, указанного в заявлении родителей.
Ответстенность за выброс отходов из транспортных средств
С 14.07.2022 Федеральным законом от 14.07.2022 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена ответственность за выброс отходов вне мест их скопления из транспортных средств и прицепов к ним.
В частности, внесены изменения в статью 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления».
За выброс мусора из автомобиля, мотоцикла или прицепа установлены штрафы:
• гражданину - от 10 до 15 тыс. руб.;
• индивидуальному предпринимателю - от 20 до 30 тыс. руб.;
• юридическому лицу - от 30 до 50 тыс. руб.
За повторное нарушение размеры штрафов увеличатся вдвое.
За выброс мусора за рулем грузовых транспортных средств, прицепов к ним или иных самоходных машин установлены штрафы:
• для граждан - от 40 до 50 тыс. руб.;
• для должностных лиц - от 60 до 80 тыс. руб.;
• для юридических лиц - от 100 до 120 тыс. руб.
Также для должностных и юридических лиц предусматривается возможность конфискации транспорта, из которого выкинули мусор.
Допускается фиксация указанных правонарушений с помощью специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Мусор необходимо выкидывать только в специально отведенных местах.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства
В соответствии с п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
На основании п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе, относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Исходя из требований ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; организации стоков ливневых вод; порядка проведения земляных работ; участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; праздничного оформления территории муниципального образования; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования;
Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований (ч. 3 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Таким образом, действующим федеральным законодательством распределены обязанности по благоустройству и соответствующему финансовому бремени между местными органами публичной власти и собственниками земельных участков и иных объектов недвижимости.
Получение отсрочки арендаторами - физическими лицами
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2022 №3046-р «О предоставлении отсрочки арендной платы по договорам аренды федерального имущества в связи с частичной мобилизацией» утвержден порядок получения отсрочки по плате за аренду имущества арендаторами - физическими лицами (без статуса индивидуального предпринимателя), индавидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в которых одно и то же физическое лицо является единственным учредителем (участником) и его руководителем, если такие физизические лица:
- призваны на военную службу по мобилизации;
- поступили на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств либо для участия:
• в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности
• в деятельности по пресечению международного терроризма за пределами РФ
• в походах кораблей;
- заключили контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ.
Изначально предусматривалось, что отсрочка предоставляется на период военной службы по мобилизации или по контракту. Распоряжением от 01.02.2023 № 222-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 15.10.2022 N 3046-р» Правительство России продлило период отсрочки на 90 календарных дней после окончания военной службы. Иначе говоря, указанные лица должны начать погашать задолженность по арендной плате не сразу по окончании военной службы, а по истечении 90 календарных дней после этого.
Также в течение этих 90 календарных дней:
· к арендатору не применяются меры ответственности (в частности, штрафы) за нарушение сроков внесения платы за аренду;
· не допускается установление арендатору дополнительных платежей в связи с предоставлением отсрочки;
· коммунальные платежи вносит арендодатель.
В соответствии с п.2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.02.2023 № 222-р нормы о продлении отсрочки распространяются на правоотношения, которые возникли с 15.10.2022.
Порядок перерасчета платы за вывоз мусора
Разъясняю, что в соответствии с п. 11 ст. 151 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 86(1), 90, 91, 92, 148(44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», перерасчет размера платы за вывоз мусора осуществляется при временном (более 5 дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении пропорционально количеству полных календарных дней такого отсутствия, не включая дни выбытия и прибытия.
Для этого потребитель должен подать заявление о перерасчете и документы, подтверждающие продолжительность периода его отсутствия. При этом в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия перерасчет осуществляется за указанный в заявлении период временного отсутствия, но не более чем за 6 месяцев.
Если по истечении указанного времени период временного отсутствия продолжится, то потребуется новое заявление и перерасчет также будет осуществлен на срок не более 6 месяцев
Таким образом, Управляющая компания обязана пересчитать плату за вывоз мусора, определенную на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, при наличии поданного заявления.
Порядок получения электронной трудовой книжки
В соответствии с абз. 1 ст. 66.1 Трудового кодекса РФ работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Абзацем 5 ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан предоставить работнику сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя способом, указанным в заявлении работника (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя), поданном в письменной форме или направленном в порядке, установленном работодателем, по адресу электронной почты работодателя в период работы не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления, а также при увольнении в день прекращения трудового договора.
Таким образом, работодатель обязан вести трудовую книжку работника в электронном виде и по его заявлению предоставить соответствующие сведения о трудовой деятельности.
Последствия незаконного трудоустройства граждан
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории страны является лицензируемым видом деятельности.
Так, осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, ч. 1 ст. 18.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Санкцией указанной статьи предусмотрено наказание в виде административного штрафа:
- на граждан в размере до 4 000 рублей;
- на должностных лиц до 40 000 рублей;
- на юридических лиц до 500 000 рублей.
В случае совершения грубого нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление указанного вида деятельности, ответственность усиливается.
Перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Вместе с тем, к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, которые повлекли за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Срок давности привлечения к административной ответственности за осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, составляет 1 год.
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в судах
Разъясняю, что статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина.
Однако, такое заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Вместе с тем, указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую
Также статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ закреплено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также по делам об ограничении (отмене ограничения), лишении родительских прав и восстановлении в родительских правах, об ограничении дееспособности, признании недееспособным ,о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.